Аукцион признали несостоявшимся, поскольку к участию в закупке допустили только одного участника. Договор ему не направили.

Кассация не нашла нарушений:

— одна из причин в положении о закупке для признания тендера несостоявшимся — наличие единственной допущенной заявки;

— в положении о закупке и документации предусмотрели право, а не обязанность заключить договор с таким участником. Это обосновали тем, что организация закупочной деятельности должна быть экономически эффективной;

— по итогам конкурентной закупки сделку заключают с победителем, который в том числе предложил наиболее низкую цену путем снижения НМЦД. В данном случае тендер не состоялся, поэтому победителя не определяли;

— норма Закона N 223-ФЗ о заключении договора по итогам конкурентной закупки регулирует лишь порядок исчисления сроков для этого. Она не обязывает заключить сделку, если аукцион признали несостоявшимся и не определили победителя;

— действия заказчика нельзя признать незаконными, в том числе потому, что они обеспечивали развитие добросовестной конкуренции. Так, он мог провести повторную закупку;

— из-за наличия лишь одной допущенной заявки экономии денег в результате конкурентной борьбы не достигли.

Отметим, в практике есть и иное мнение.

Постановление АС Московского округа от 04.10.2022 по делу N А40-237073/2021

Хотят уточнить перечни квотируемых товаров по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ

В списки продукции по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ планируют включить, в частности:

— 26.11.22.200 — светодиоды, светодиодные модули и их части. Доля с 2023 г. — 90%;

— 26.40.20.122 — цветные телевизоры с жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью. Доля с 2023 г. — 80%;

— 26.51.63.130 — счетчики производства или потребления электроэнергии. Доля с 2023 г. — 90%;

— 26.60.12.111 — электрокардиографы. Доля с 2023 г. — 60%.

Из перечней могут исключить, например:

— 26.60.12.131 — магнитно-резонансные томографы;

— 28.22.16.110 — лифты.

В ряде позиций хотят изменить размер квот. Так, для кабелей волоконно-оптических из волокон с индивидуальными оболочками с 2023 г. он может составить 90% вместо 80%.

В госзакупках предложили также расширить перечень иностранной продукции с ограничением допуска. В него хотят включить, в частности, панели и прочие комплекты электрической аппаратуры коммутации или защиты на напряжение не более 1 кВ и более 1 кВ.

Планируют, что новшества вступят в силу 1 января 2023 года. Общественное обсуждение проекта завершат 1 ноября.

Проект постановления Правительства РФ

 

Суды: недостатки акта осмотра помогли подрядчику избежать гарантийного ремонта по госконтракту

Стороны заключили контракт на работы. Результат приняли и оплатили без замечаний. Позднее в работе выявили недостатки и составили акт осмотра с фотографиями. Поскольку подрядчик не устранил их по гарантии, заказчик удержал обеспечение, начислил пени и обратился в суд.

Апелляция и кассация поддержали подрядчика:

— заказчик не просил провести судебную экспертизу. Дефекты подтвердили только односторонним актом осмотра и фотографиями. То, что подрядчика приглашали на осмотр, не доказали;

— в акте указали общие сведения о недостатках. Из него не ясно, какие дефекты имел каждый объект работ;

— фотографии не отражали дату, время и место съемки. Нельзя определить, что объекты на изображениях находились на гарантийном содержании подрядчика.

Отметим, по общему правилу суды в таких спорах ссылаются на презумпцию вины подрядчика за недостатки работ в пределах гарантийного срока. Так, 19-й ААС  и 18-й ААС обязали подрядчика устранить дефекты по гарантии, поскольку тот не доказал, что они возникли не по его вине, и не просил суд провести экспертизу.

Постановление АС Поволжского округа от 10.10.2022 по делу N А55-24475/2021