Ответ недели: Охранные зоны тепловых сетей

В пределах территории охранной зоны тепловых сетей расположили детскую игровую площадку, гаражи, стоянку автотранспорта.
Что нарушено? Кто несет ответственность за размещение этих объектов и принимает меры по их ликвидации?

 

Сообщаю Вам следующее:

Полагаем, в описанной ситуации речь идет о нарушении п. 5 Типовых правил, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей»}, согласно которому в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или которые препятствуют ремонту (например, устраивать спортивные и игровые площадки, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи и др.). Также речь может идти о нарушении статьи 161 ЖК РФ.

Ответственными являются лица, осуществляющие в нарушение указанных норм размещение соответствующих объектов на территории охранной зоны. Соответственно на указанные лица по требованию прокурора или уполномоченных органов может быть возложена обязанность выполнить работы по выносу соответствующего объекта из охранной зоны тепловой сети либо его демонтажу. Судебную практику прилагаем.

 

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

 

Охранная зона тепловых сетей

 

ЗК РФ предусматривает наличие охранной зоны тепловых сетей (п. 28 ст. 105 ЗК РФ).

Ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей установлены Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утв. Приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197 (далее — Типовые правила).

Охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики (п. 1 Типовых правил).

В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или которые препятствуют ремонту (например, размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы; загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи; устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы) (п. 5 Типовых правил).


Статья: Охранные зоны (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

  1. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
  2. Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети».

  1. В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту:

размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы;

загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы;

устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.;

устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы;

производить работы ударными механизмами, производить сброс и слив едких и коррозионно-активных веществ и горюче-смазочных материалов;

проникать в помещения павильонов, центральных и индивидуальных тепловых пунктов посторонним лицам; открывать, снимать, засыпать люки камер тепловых сетей; сбрасывать в камеры мусор, отходы, снег и т.д.;

снимать покровный металлический слой тепловой изоляции; разрушать тепловую изоляцию; ходить по трубопроводам надземной прокладки (переход через трубы разрешается только по специальным переходным мостикам);

занимать подвалы зданий, особенно имеющих опасность затопления, в которых проложены тепловые сети или оборудованы тепловые вводы под мастерские, склады, для иных целей; тепловые вводы в здания должны быть загерметизированы.

  1. В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается:

производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;

производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы;

производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий;

сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.

  1. Проведение перечисленных в п. 6 работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ. Присутствие представителя владельца тепловых сетей необязательно, если это предусмотрено согласованием.

Предприятия, получившие письменное разрешение на ведение указанных работ в охранных зонах тепловых сетей, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность этих сетей.

  1. Перед началом работ в охранных зонах ответственные производители работ должны быть проинструктированы владельцем тепловых сетей относительно порядка их проведения и ознакомлены с расположением трасс подземной прокладки, о чем должна быть сделана запись в регистрационном журнале либо составлен соответствующий акт.


Приказ Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей» {КонсультантПлюс}

 

Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

 

  1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее — обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.


ст. 161, «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 30.04.2021) {КонсультантПлюс}

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Судами первой и второй инстанции установлено, что Товарищество собственников жилья «Кочетова 37» осуществляет управление многоквартирным домом N <адрес>, (далее — МКД) на основании протокола общего собрания собственников помещений данного МКД от 12.11.2019 N 1.

На земельном участке, расположенном под многоквартирным домом N <адрес>, проложены тепловые сети, являющиеся муниципальной собственностью и обслуживаемые ООО «ТК «Новгородская».

Товариществом разработан проект благоустройства придомовой территории многоквартирного дома по <адрес> Великого Новгорода, который утвержден общим собранием собственников многоквартирного дома от 31.03.2017 года.

Работы по капитальному ремонту дворовой территории выполнены, подтверждается актом о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченного ремонтом объекта.

02.12.2019 года на Интернет-портал Правительства Новгородской области поступило обращение о том, что на территории многоквартирного <адрес>, <адрес> Великого Новгорода построен детский спортивный комплекс. Расстояние от окон жилого дома до детской игровой зоны не более пяти метров. Под конструкцией проходит теплотрасса, которую периодически ремонтируют.

С целью проверки обращения жительницы Ш. о нарушении обязательных требований при благоустройстве придомовой территории 24.12.2019 г., Комитетом издан приказ о проведении 27 декабря 2019 года внеплановой выездной проверки в отношении Товарищества.

Уведомление о проведении мероприятия по контролю направлено Комитетом в адрес Товарищества по электронной почте и получено им 25 декабря 2019 года.

Согласно акту проверки от 27.12.2019 г. N ЖН-1911-19, составленному Инспектором П., при проведении выездной проверки установлено, что благоустройство придомовой территории Товарищества осуществлялось по согласованию с ООО «ТК «Новгородская». В согласованном дизайн-проекте элемент благоустройства детский спортивный комплекс «Жираф с баскетбольным щитом» отсутствовал, между тем при проведении работ по благоустройству данный элемент смонтирован и располагается непосредственно над тепловой сетью в охранной зоне (в нарушение статьи 161 ЖК РФ, пункта 4, 5 приказа Министерства архитектуры, строительства и жилищного хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 года N 197).

Предписанием от 27 декабря 2019 г. N ЖН-1911-19 Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области на Товарищество возложена обязанность в срок до 1 марта 2020 года выполнить работы по выносу детского спортивного комплекса «жираф с баскетбольным щитом» из охранной зоны тепловой сети.

Отказывая Товариществу в удовлетворении требования о признании незаконным предписания от 27 декабря 2019 г. N ЖН-1911-19, суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что данное предписание соответствует закону и вынесено в пределах предоставленных Комитету полномочий, проверка проведена Комитетом при наличии оснований и с соблюдением процедуры ее проведения.

Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.

С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об отказе в удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.

Земельный Кодекс Российской Федерации предусматривает наличие охранной зоны тепловых сетей (п. 28 ст. 105 ЗК РФ).

Ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей, указывающие, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или которые препятствуют ремонту (например, размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы; загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки и т.д.) установлены пунктом 5 Приказа Минстроя РФ от 17.08.1992 г. N 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей».

Нахождение элемента благоустройства придомовой территории спортивного комплекса «жираф с баскетбольным щитом» в охранной зоне тепловой сети, а также отсутствие согласования на установку указанного элемента в пределах охранных зон тепловых сетей ООО «ТК «Новгородская», является нарушение ст. 161 ЖК РФ и пунктов 4, 5 приказа Министерства архитектуры, строительства и жилищного хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 года N 197 и основанием для выдачи Комитетом государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Товариществу предписания о выполнении работ по выносу детского спортивного комплекса «жираф с баскетбольным щитом» из охранной зоны тепловой сети.

Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

Довод Товарищества об отсутствии у Комитета полномочий по вынесению оспариваемого предписания вследствие необходимости проверки только в рамках доводов, указанных в обращении гражданина, было предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и отклонен, поскольку в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный жилищный инспектор не ограничен доводами заявителя, изложенными в жалобе, и обязан принять меры по устранению выявленных нарушений.

Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.


{Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2021 N 88а-5528/2021 Категория: Споры с комитетом государственного жилищного надзора и лицензионного контроля. Требования: О признании незаконным и отмене предписания в целом. Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемым предписанием на него возложена обязанность по выполнению работ по выносу детского спортивного комплекса, установленного на придомовой территории многоквартирного жилого дома, из охранной зоны тепловой сети. Предписание является незаконным, поскольку земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений данного дома. Решение: Отказано. {КонсультантПлюс}}


{Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 08.04.2015 по делу N 33-869 Требование: О понуждении демонтировать временный нестационарный объект. Обстоятельства: Ответчик является собственником земельного участка с расположенным на нем временным нестационарным павильоном, по данному участку проходят тепловые сети. Решение: Требование удовлетворено, так как согласно правилам охраны коммунальных тепловых сетей вдоль них устанавливаются охранные зоны, факт нахождения торгового павильона в охранной зоне подтверждается материалами дела, в том числе копией архитектурной съемки, ситуационным планом земельного участка, а также заключением эксперта. {КонсультантПлюс}}

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 17.06.2015 по делу N 33-3457/2015 Требование: Об устранении нарушений закона. Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки было установлено, что на арендуемом ответчиком земельном участке размещены некапитальное одноэтажное строение модульного типа и фундаментальная железобетонная плита, которые находятся в охранной зоне теплотрассы. Решение: Требование удовлетворено, так как возведение временных строений и сооружений в границах охранных зон не допускается. {КонсультантПлюс}

 

 

Ответ подготовил эксперт Регионального информационного центра

сети КонсультантПлюс ООО «ТелекомПлюс»

 Четвертных Светлана Юрьевна

Ответ актуален на 21.06.2021 г.

Ответ недели: Охранные зоны тепловых сетей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *