Ответ недели: Класс опасности отходов, полученных Подрядчиком при исполнении своих обязанностей по договору

На предприятии (Заказчик) осуществляется модернизация производственных мощностей, как старых, так и строительство новых производственных установок.

В рамках модернизации заключены договоры подряда, предметом которых было выполнение Подрядчиком работ по демонтажу технологических установок и вывозу образовавшихся отходов (строительного мусора и замазученного грунта) с их размещением и утилизацией на соответствующих полигонах, при этом стоимость за 1т отходов была установлена фиксированной.

По условиям договора, соблюдение экологического законодательства находилось в ответственности Подрядчика. Кроме того в соответствии с договором подряда весь строительный мусор Подрядчик обязан вывезти на городскую свалку за свой счет до момента окончания выполнения работ по договору. Решение вопроса по размещению строительного мусора на городской свалке находится в компетенции подрядчика.

Просим разъяснить:

  1. Имелась ли необходимость у Заказчика определять класс опасности отходов, полученных Подрядчиком при выполнении им своих обязанностей по договору.
  2. Должен ли Заказчик производить исчисление и уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов Подрядчиком.
  3. Необходимо ли Заказчику классифицировать отходы согласно классификационного каталога отходов и в какой момент (в процессе основной деятельности, перед началом проекта)
  4. Необходимо ли иметь Подрядчику лицензию или может привлечь лицензируемую организацию.

 

Сообщаю Вам следующее:

  1. Класс опасности определяет то лицо, в процессе деятельности которого возникли отходы, следовательно, если по договору в процессе деятельности Подрядчика образуются отходы, у Заказчика нет необходимости определять класс опасности отходов.
  2. Если согласно договору утилизация отходов отнесена к обязанностям Подрядчика, Подрядчик исчисляет и оплачивает платежи за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов.
  3. Паспортизация отходов I — IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности (п. 3 Порядка паспортизации отходов).
  4. Деятельность в сфере обращения с отходами I — IV классов опасности является лицензируемой (п. 1 ст. 9, ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).

. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).

Исходя из изложенного, считаем, что если у Подрядчика нет лицензии на обращение с отходами, он заключает договор с лицензируемой организацией. В таком случае платежи за негативное воздействие на окружающую среду будет оплачивать региональный оператор.

 

За дополнительной консультацией рекомендуем Вам обратиться в органы Росприроднадзора.

 

 

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1

Также необходимо отметить, что согласно статье 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Таким образом, конечная цель, на которую направлены положения статьи 18 Федерального закона «Об отходах» — уменьшение количества отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, — может быть достигнута в случае, если именно подрядчик, у которого непосредственно образуются буровые отходы, а не организация, имеющая соответствующую лицензию на пользование участком недр и привлекающая по договору указанного подрядчика, будет обязан разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, так как в этом случае указанные обязанности (обременения) будут побуждать подрядчика к сокращению количества образуемых отходов, переходе на использование малоотходных и безотходных технологий для осуществления буровых работ.

Минприроды России просит довести указанную позицию до территориальных органов Росприроднадзора.


{<Письмо> Минприроды России от 29.12.2014 N 05-12-62/8015-ОГ «О направлении разъяснений» {КонсультантПлюс}}

Документ 2

Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы, так же как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, могут быть урегулированы хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.

Подрядчик в процессе строительства скважины в соответствии с природоохранным законодательством обязан обеспечить утилизацию отходов, образованных в результате его деятельности, в соответствии с лимитами на размещение отходов и разрешениями на выбросы и сбросы, которые подрядчик оформляет самостоятельно (п. 5.8 договора подряда).

В соответствии с п. 5.10 договора подрядчик ведет учет и расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, производит оплату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, размещение производственных и бытовых отходов, в том числе за размещение отходов бурения (буровой шлам, буровой раствор).

Соответственно, вопреки правовой позиции ответчика, изложенной им в апелляционной жалобе, именно ООО «Газпром бурение», будучи подрядчиком при осуществлении работ по бурению, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Указанная позиция также подтверждается и Письмом Росприроднадзора от 25.05.2016 N РН-03-03-31/9771.


{Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 N 09АП-51169/2016-ГК по делу N А40-40591/16 {КонсультантПлюс}}

Документ 3

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросам определения права собственности на отходы, образуемые при бурении скважин, о порядке нормирования данных отходов, а также по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов бурения и сообщает следующее.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Основания приобретения права собственности определены ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В силу ст. 210 Кодекса, бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором).

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы, так же как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, могут быть урегулированы хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.

Вместе с этим по вопросу разработки проектов НООЛР поясняем следующее.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 89-ФЗ устанавливаются применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

В соответствии с п. 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349, проекты НООЛР содержат обоснование предлагаемого обращения со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.

Таким образом, в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйствующим субъектом указываются только отходы, образующиеся непосредственно в процессе осуществляемой им деятельности, либо сведения об отходах, на которые им было приобретено право собственности в соответствии с Кодексом.

Однако в отношении отходов, образуемых в процессе бурения скважин, сведения представляются в составе проекта НООЛР хозяйствующего субъекта, осуществляющего буровые работы на основании соответствующей лицензии на пользование участком недр. Представление сведений об отходах бурения в составе проекта НООЛР хозяйствующего субъекта, не имеющего лицензии на пользование недр, не осуществляющего буровые работы и принявшего их в собственность, будет являться недостоверной информацией.

По вопросу платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов сообщаем, что в соответствии с п. 4 ст. 23 Закона N 89-ФЗ внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется хозяйствующими субъектами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.


{<Письмо> Росприроднадзора от 25.05.2016 N РН-03-03-31/9771 «О рассмотрении обращения» {КонсультантПлюс}}

ДОКУМЕНТ 4

Обращение с отходами определено как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. При этом транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (ст. 1 Закона N 89-ФЗ).

Деятельность в сфере обращения с отходами I — IV классов опасности является лицензируемой (п. 1 ст. 9, ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).

Степень опасности определяется в соответствии с Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536.

Таким образом, деятельность по вывозу ТКО I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Обратите внимание! Осуществление указанной деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 руб.; на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

Порядок лицензирования установлен Законом N 99-ФЗ, Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 (далее — Положение N 2290), и Административным регламентом, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 29.05.2020 N 585 (далее — Административный регламент).


Вопрос: Как получить лицензию на вывоз ТКО? (Консультация эксперта, 2021) {КонсультантПлюс}

Документ 5

Паспортизация отходов

В соответствии с п. 1 Порядка паспортизации отходов I — IV классов опасности, утв. Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 (далее — Порядок паспортизации отходов), паспорт отходов I — IV классов опасности представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.

Паспортизация отходов I — IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности (п. 3 Порядка паспортизации отходов).

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов.

Подробнее в материале:
Статья: Отходы производства (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

Документ 6

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (абз. 1 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ)).

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории указаны в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 4 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ).

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).

К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды (п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ:

  • хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
  • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Следовательно, организация, в результате деятельности которой образуются отходы (мусор от офисных и бытовых помещений организации, относящийся к твердым коммунальным отходам), не обязана вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (а именно плату за размещение отходов производства и потребления), поскольку не размещает ТКО и имеет договор с уполномоченной организацией о вывозе ТКО (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.04.2018 N Ф04-774/2018 по делу N А03-8746/2017).

Отметим, что согласно разъяснениям Росприроднадзора, в случае если в соответствии с нормами Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вносить плату за НВОС, у них существует обязанность по подаче декларации о плате за НВОС. В случае отсутствия обязанности по внесению платы за НВОС обязанность по подаче декларации о плате за НВОС отсутствует (Письмо Росприроднадзора от 20.11.2020 N АА-03-02-32/40618).


{Вопрос: Должна ли организация вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате ее деятельности образуются твердые коммунальные отходы? (Консультация эксперта, 2021) {КонсультантПлюс}}

См. также:


ст. 4, 9, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления» {КонсультантПлюс}


Приказ Минприроды России от 04.12.2014 N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» {КонсультантПлюс}

 

 

Ответ подготовил эксперт Регионального информационного центра

сети КонсультантПлюс ООО «ТелекомПлюс»

 Гадисламова Ирина Мидхатовна

Ответ актуален на 08.06.2021 г.

Ответ недели: Класс опасности отходов, полученных Подрядчиком при исполнении своих обязанностей по договору

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *