Ответ недели: Замена двигателя за 200 тысяч

Организация на ОСНО. Покупаем двигатель для автомобиля за 200 тыс. руб. Как учесть? как материал, или основное средство.

 

Сообщаю Вам следующее:

Согласно разъяснений, приведенных в авторских материалах, работы по замене двигателя у автотранспортного средства относятся к работам по капитальному ремонту, поскольку такие работы производятся в связи с тем, что работоспособность двигателя не может быть восстановлена, целью работ является приведение автотранспортного средства в нормальное рабочее состояние, после проведения этих работ автотранспортное средство не приобретет каких-либо новых качеств, в том числе не повысится мощность его двигателя, его служебное или технологическое назначение не изменится.

 

В случае если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то такие расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на ремонт согласно ст. 260 НК РФ, при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения (ст. 252 НК РФ). Аналогичная позиция выражена в Письме Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289.

Замена отдельных вышедших из строя элементов основного средства, не связанная с изменением технологического или служебного назначения оборудования либо изменением его технико-экономических показателей, не является модернизацией амортизируемого имущества и может рассматриваться как ремонт основного средства (Письмо Минфина России от 03.08.2010 N 03-03-06/1/518).

 

Расходы на ремонт основных средств (и прочего имущества), произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 260 НК РФ (п. 5 ст. 272 НК РФ).

Ограничений в части стоимости запасных частей, относимой к расходам на ремонт, в гл. 25 НК РФ не установлено.

 

 

 

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

 

Документ 1

 

 

Вопрос: В служебном автомобиле вышел из строя двигатель и был заменен на мотор более поздней модификации с большим объемом и более мощный. Можно ли в целях исчисления налога на прибыль учесть данные расходы как ремонт или расходы должны быть учтены как модернизация?

 

Ответ: Если в служебном автомобиле вышел из строя двигатель и был заменен на мотор более поздней модификации с большим объемом и более мощный, то указанные расходы не связаны с изменением технологического или служебного назначения основного средства либо изменением его технико-экономических показателей. Поэтому такие затраты не являются модернизацией и должны рассматриваться как ремонт основного средства.

 

Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ, в случае если налогоплательщиком осуществляются достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение основных средств, расходы, связанные с выполнением таких работ, увеличивают первоначальную стоимость основных средств.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В случае если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то такие расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на ремонт согласно ст. 260 НК РФ, при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения (ст. 252 НК РФ). Аналогичная позиция выражена в Письме Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289.

Замена отдельных вышедших из строя элементов основного средства, не связанная с изменением технологического или служебного назначения оборудования либо изменением его технико-экономических показателей, не является модернизацией амортизируемого имущества и может рассматриваться как ремонт основного средства (Письмо Минфина России от 03.08.2010 N 03-03-06/1/518).

Двигатель пришлось заменить в связи с его поломкой. Таким образом, изначальной целью было вернуть автомобиль в рабочее состояние, а не придать ему какие-то новые качества. Соответственно, проведенные работы по замене двигателя, по нашему мнению, можно рассматривать именно как ремонт, а значит, затраты можно учесть единовременно.

 

И.Н.Шульга

Группа компаний

«Аналитический Центр»

07.11.2015

 

Вопрос: В служебном автомобиле вышел из строя двигатель и был заменен на мотор более поздней модификации с большим объемом и более мощный. Можно ли в целях исчисления налога на прибыль учесть данные расходы как ремонт или расходы должны быть учтены как модернизация? (Консультация эксперта, 2015) {КонсультантПлюс}

 

Документ 2

 

 

Вопрос: Каким образом для целей налогообложения прибыли учитываются расходы организации на проведение работы по замене двигателя на автотранспортном средстве на менее мощный в связи с его приходом в состояние, полностью исключающее возможность восстановления работоспособности двигателя?

 

Ответ: По нашему мнению, работы по замене двигателя у автотранспортного средства относятся к работам по капитальному ремонту, поскольку такие работы производятся в связи с тем, что работоспособность двигателя не может быть восстановлена, целью работ является приведение автотранспортного средства в нормальное рабочее состояние, после проведения этих работ автотранспортное средство не приобретет каких-либо новых качеств, в том числе не повысится мощность его двигателя, его служебное или технологическое назначение не изменится.

Расходы на работы по замене двигателя автотранспортного средства, на основании ст. 260 Налогового кодекса РФ, учитываются как прочие расходы и признаются для целей исчисления налога на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

 

Обоснование: В соответствии с абз. 5 разд. 2 Методических рекомендаций по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ, утвержденных НИИАТ Минтранса России 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте России 20.10.2004, ЭКЦ МВД России 18.10.2004, НПСО «ОТЭК» 20.10.2004, автотранспортное средство — устройство, приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Автотранспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. К специальным автотранспортным средствам относятся автомобили со специальным оборудованием, предназначенным для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.

Понятие «модернизация» для целей налогообложения прибыли закреплено в ст. 257 НК РФ.

На основании п. 2 ст. 257 НК РФ к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Понятие «ремонт» в нормах НК РФ не определено, в связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ необходимо обратиться к определению названного понятия, данному в иных нормативно-правовых актах.

Согласно п. 1.16 Положения о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мини-тракторов) РД 37.009.026-92, утвержденного Приказом Минпрома России от 01.11.1992 N 43 (далее — Положение о техническом обслуживании), ремонт — это комплекс работ (операций) по устранению возникших отказов (неисправностей) и восстановлению полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем.

На основании п. 2.2.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984 (далее — Положение), ремонтом является комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечению безотказности работы подвижного состава и его составных частей. Ремонт выполняется как по потребности после появления соответствующего неисправного состояния, так и принудительно по плану, через определенный пробег или время работы подвижного состава.

В силу п. 2.12 Положения в соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяется на капитальный (КР) и текущий (ТР).

КР подвижного состава, агрегатов и узлов производится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание (п. 2.14 Положения).

В соответствии с п. 2.16 Положения агрегат направляется в КР, если: базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата; работоспособность агрегата не может быть восстановлена или ее восстановление экономически нецелесообразно путем проведения ТР.

Согласно п. 1.29 Положения о техническом обслуживании агрегат подвергается капитальному ремонту в случаях, когда базовая деталь нуждается в замене или ремонте, требующем полной разборки агрегата, а также когда работоспособность агрегата не может быть восстановлена путем проведения текущего ремонта.

ФАС Московского округа в Постановлении от 28.12.2009 N КА-А41/14324-09 по делу N А41-21726/09 указал, что суды нижестоящих инстанций правомерно признали работы по замене изношенного двигателя ремонтом и учет расходов на такие работы в соответствии со ст. 260 НК РФ, поскольку налоговым органом не представлено доказательств того, что автомашина после замены двигателя приобрела какие-либо новые качества, повысилась мощность ее двигателя.

ФАС Московского округа в Постановлении от 14.09.2009 N КА-А40/8093-09 по делу N А40-19901/08-112-60 пришел к выводу о том, что замена кабины на автомобиле не может являться достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением в понятии п. 2 ст. 257 НК РФ, поскольку не изменяет технологического или служебного назначения автомобиля и не наделяет автомобиль другими новыми качествами.

Минфин России в Письме от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29 отметил, что при разграничении модернизации и ремонта основных средств определяющее значение имеет изменение технологического или служебного назначения оборудования или приобретение им других новых качеств.

Таким образом, поскольку работы по замене двигателя производятся в связи с тем, что работоспособность двигателя не может быть восстановлена, целью работ является приведение автотранспортного средства в нормальное рабочее состояние, после проведения этих работ автотранспортное средство не приобретет каких-либо новых качеств, в том числе не повысится мощность его двигателя, его служебное или технологическое назначение не изменится, по нашему мнению, работы по замене двигателя у автотранспортного средства относятся к работам по капитальному ремонту.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

 

П.Н.Зюков

Юридическая компания «Юново»

18.12.2013

 

Вопрос: …Как для целей налогообложения прибыли учитываются расходы на замену двигателя в автомобиле на менее мощный в связи с тем, что работоспособность двигателя не может быть восстановлена? (Консультация эксперта, 2013) {КонсультантПлюс}

 

Документ 3

 

Как в целях налога на прибыль учесть стоимость запчастей, приобретенных для технического обслуживания и ремонта основных средств?

 

Порядок учета расходов на приобретение запасных частей определяется учетной политикой организации для целей налогообложения и порядком их использования в деятельности организации.

В целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

К материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на содержание и эксплуатацию основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Расходы на ремонт основных средств (и прочего имущества), произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 260 НК РФ (п. 5 ст. 272 НК РФ).

Ограничений в части стоимости запасных частей, относимой к расходам на ремонт, в гл. 25 НК РФ не установлено.

Под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Запасные детали, используемые при ремонте основного средства (амортизируемого имущества), не обладают совокупностью признаков амортизируемого имущества. Стоимость материалов в виде запасных частей, используемых для ремонта основных средств (амортизируемого имущества), учитывается организацией в целях налогообложения прибыли в том отчетном периоде, в котором осуществлен такой ремонт (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.06.2010 N 16-15/064586@).

Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ стоимость приобретенных запасных частей, использованных для технического обслуживания и ремонта основных средств, может учитываться в том периоде, в котором осуществлены такое техническое обслуживание и ремонт согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Вместе с тем следует иметь в виду, что указанный порядок признания в расходах стоимости запасных частей применяется, когда возможность отнести расходы к конкретному виду производимой продукции (работ, услуг) отсутствует. Существует судебная практика, согласно которой, если запасные части списаны на ремонт основных средств, непосредственно участвующих в процессе производства продукции, то их стоимость должна учитываться для целей исчисления налога на прибыль в качестве прямых расходов и рассчитываться с учетом остатка произведенной и нереализованной продукции (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.08.2017 N Ф03-2571/2017).

К материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

В целях списания стоимости имущества, указанного в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей, при этом указанный порядок должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 11.03.2021 N 03-03-06/1/17067).

Расходы на приобретение инструментов, приспособлений (запасных частей для ремонта к различным станкам, ремонтных наборов и так далее) необходимы для содержания, ремонта и эксплуатации оборудования, зданий и других рабочих мест. Вышеперечисленные инструменты взаимодействуют с основными средствами и иными средствами труда, а не с производимой продукцией и не могут быть прямо соотнесены с процессом производства (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.01.2018 N Ф09-8247/17).

Следовательно, в налоговом учете стоимость запчастей, не соответствующих признакам амортизируемого имущества и не участвующих в процессе производства, единовременно списывается в составе материальных расходов на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

В соответствии со ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя.

Порядок признания для целей налогообложения расходов на приобретение запасных частей должен быть определен организацией самостоятельно с учетом критериев обоснованности и экономической оправданности расходов, предусмотренных ст. 252 НК РФ (Письмо ФНС России от 02.04.2018 N СД-4-3/6107@).

При этом если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Соответственно, порядок учета стоимости запчастей, приобретенных для технического обслуживания и ремонта основных средств в соответствии с пп. 2 или пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, определяется в соответствии с учетной политикой организации в зависимости от особенностей использования в деятельности организации ОС и таких запчастей.

 

Подготовлено на основе материала

С.Н. Шаляева,

советника государственной

гражданской службы РФ

1 класса

Вопрос: Как в целях налога на прибыль учесть стоимость запчастей, приобретенных для технического обслуживания и ремонта основных средств? (Консультация эксперта, Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, 2021) {КонсультантПлюс}

 

Документ 4

 

Чем капитальный и текущий ремонт основных средств отличается от их модернизации и реконструкции для целей налога на прибыль

Ремонт, модернизация и реконструкция ОС отличаются целью проведения и конечным результатом сделанных работ. При этом стоимость работ для разграничения ремонта и модернизации (реконструкции) значения не имеет (Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289).

Ремонт направлен на сохранение первоначальных характеристик ОС. То есть его цель — поддержание объектов ОС в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования. Результаты работ по ремонту не приводят к улучшению первоначальных показателей.

Такой вывод следует из разъяснений Госкомстата России, поскольку Налоговый кодекс РФ не раскрывает содержание термина «ремонт основных средств» (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 16 Письма от 09.04.2001 N МС-1-23/1480).

В основном различают два вида ремонта — текущий и капитальный.

Текущий ремонт обычно проводится с периодичностью менее года для поддержания ОС в рабочем состоянии. Это, как правило, устранение мелких неисправностей ОС или проведение профилактических работ с целью его защиты от преждевременного износа (Письмо Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08, п. 16 Письма Госкомстата России от 09.04.2001 N МС-1-23/1480).

При капитальном ремонте происходит замена изношенных конструкций и деталей ОС, смена их на более прочные и экономичные, в результате чего улучшаются эксплуатационные возможности ОС. Исключение — полная замена основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей и т.п.). Это уже будет модернизация или реконструкция ОС, а не капремонт. Такой вывод следует из п. 16 Письма Госкомстата России от 09.04.2001 N МС-1-23/1480.

Например, к капремонту относится замена в здании старых лифтов на новые с аналогичными техническими характеристиками, поскольку это не приводит к изменению функциональных характеристик самого здания.

 

Готовое решение: Чем капитальный и текущий ремонт основных средств отличается от их модернизации и реконструкции для целей налога на прибыль (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

 

 

 

 

Ответ подготовил эксперт Регионального информационного центра

сети КонсультантПлюс ООО «ТелекомПлюс»

Камышанская Елена Андреевна

Ответ актуален на 01.06.2021 г.

Ответ недели: Замена двигателя за 200 тысяч

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *