Ответ недели: Руководитель как водитель

В компанию куплен автомобиль, поставлен на бухгалтерский учёт. На ТС будет ездить один работник для служебных нужд, но он не является водителем.
В кодах видов деятельности нашего предприятия нет вида деятельности, связанного с использованием транспорта.

Вопросы:

  1. Какие документы мы должны изготовить и вести на постоянной основе (приказ о прикреплении авто к определённому сотруднику, договор о полной материальной ответственности, путевые листы, журнал инструктажей, обучения, проводить медосмотр, предрейсовый осмотр и т. д.? А также проводить ежемесячные сверки учета дорожно-транспортных происшествий с ГИБДД? и другое)
  2. Можно ли минимизировать документальную нагрузку на предприятие? Т.е. каким способом действовать, чтобы по минимуму облегчить документооборот?

 

Сообщаю Вам следующее:

Порядок и условия предоставления работникам в пользование служебного авто должны быть прописаны в локальном нормативном акте компании, например в положении об использовании служебного транспорта. См., Форма: Положение об использовании автомобилей в служебных и личных целях (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) }

Работодателю необходимо издать приказ о допуске к управлению автомобилем; оформлять акт приема-передачи автомобиля или вести журнал его использования; оформить доверенность на управление транспортным средством; оформить путевые листы; застраховать машины по ОСАГО.

Существует позиция, согласно которой, если сотрудник ездит на служебном авто, но при этом в качестве водителя не оформлен, то проходить обязательные медосмотры, в том числе предрейсовые, он не должен.

Отсутствие предрейсовых медосмотров сотрудников организации, которые используют служебный автомобиль, ГИТ может квалифицировать как нарушение законодательства об охране труда, поскольку, по мнению контролеров, на них также распространяются требования о медосмотрах (Постановление ВС РФ от 19.12.2016 N 18-АД16-173).

Как следует из авторского материала, чтобы опровергнуть доводы трудовой инспекции по поводу обязательных медосмотров работников, управляющих служебными автомобилями, и избежать штрафов, важно грамотно составить кадровые документы. Подробнее см. в материалах ниже

С 01.01.2021 путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем (п. 8 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368).

Даже если работник, не являющийся по должности водителем, использует автомобиль организации для служебных поездок, а не для перевозки грузов и/или пассажиров, требуется оформлять путевой лист. См. Вопрос: Должен ли работник иметь путевые листы, если он использует легковой автомобиль организации для служебных поездок и не является водителем, а организация не осуществляет деятельности по перевозке грузов или пассажиров?}

Автомобиль организации для работника является средством осуществления возложенных на него функций и не является вверенной ему ценностью, в связи с чем договор о полной материальной ответственности с лицом, управляющим служебным автомобилем, не заключается. Управление транспортным средством не входит в перечни должностей или работ, при выполнении которых с работниками могут быть заключены договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) ответственности. Указанные Перечни утверждены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85. Случаи возложения полной материальной ответственности на работника перечислены в ст. 243 ТК РФ. См. Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей {КонсультантПлюс}

Организация обязана иметь путевой лист с указанием даты и времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, в случае если она осуществляет перевозки людей или грузов для собственных нужд автобусами или грузовыми автомобилями. См. Вопрос: Обязана ли организация указывать в путевом листе дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, если она не оказывает услуги по перевозке? (Консультация эксперта, 2021) {КонсультантПлюс}}

 

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

 

«Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2020, N 8

 

Вопрос: Должны ли работники, использующие для работы служебный автомобиль и не являющиеся водителями, проходить предрейсовые медосмотры?

 

Ответ: По нашему мнению, проходить предрейсовый медосмотр работники, не являющиеся водителями, не должны, но при соблюдении работодателями определенных условий.

 

Обоснование: Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, в том числе проводить предрейсовые медосмотры.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих ТС, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (ст. 23 Закона).

При этом отсутствие предрейсовых медосмотров сотрудников организации, которые используют служебный автомобиль, ГИТ может квалифицировать как нарушение законодательства об охране труда, поскольку, по мнению контролеров, на них также распространяются требования о медосмотрах (Постановление ВС РФ от 19.12.2016 N 18-АД16-173).

Однако есть и другая позиция. Так, суд отменил предписание инспектора о прохождении предрейсовых медосмотров сотрудником организации, поскольку было установлено, что сотрудник занимал должность дивизионального менеджера по продажам, а не водителя. При исполнении служебных обязанностей он не осуществлял деятельность по перевозке грузов или пассажиров. Штатная единица «водитель» в штатном расписании административного истца отсутствовала (Апелляционное определение Мосгорсуда от 18.09.2018 по делу N 33а-6141/2018).

Считаем, что проходить предрейсовые медосмотры работники, не являющиеся водителями и не перевозящие грузы или пассажиров, не должны. Но руководствующимся данными судебными решениями работодателям нужно соблюдать следующие условия:

— не прописывать в трудовом договоре в качестве трудовой функции управление транспортным средством, поскольку это трудовая функция водителя;

— не упоминать обязанность ежедневно передвигаться на транспорте в должностной инструкции. Закрепите только требования о выполнении функций по должности, которую занимает сотрудник;

— в самостоятельно разработанной форме путевого листа (если таковая применяется) не указывать сотрудника, использующего служебный автомобиль, как водителя, а указать его непосредственную должность.

Штатное расписание, где сотрудник не указан в качестве водителя, будет дополнительным аргументом в случае спора с трудовой инспекцией.

 

Л.В. Куревина

Редактор журнала

«Отдел кадров государственного

(муниципального) учреждения»

Подписано в печать

06.08.2020


{Вопрос: Должны ли работники, использующие для работы служебный автомобиль и не являющиеся водителями, проходить предрейсовые медосмотры? («Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2020, N 8) {КонсультантПлюс}}

Поскольку работник в соответствии с заключенным с ним трудовым договором не принимался на работу, связанную с движением транспортных средств, действие ст. 213 ТК РФ и указанных положений Федерального закона N 196-ФЗ в данном случае на него не распространяется.


{Вопрос: Обязан ли работодатель направлять работника на медицинские осмотры в случае использования им личного автотранспортного средства в интересах работодателя? При этом работник принят на должность, не требующую прохождения медицинского осмотра. (Консультация эксперта, Минтруд России, 2020) {КонсультантПлюс}}

 

Проведение предрейсовых медосмотров

 

Водитель обязан проходить предрейсовые медосмотры <17>. И в путевом листе ставится отметка о его прохождении. Отсутствие предрейсовых медосмотров сотрудников компании, которые используют служебный автомобиль, трудовая инспекция может квалифицировать как нарушение законодательства об охране труда. Поскольку, по мнению трудовой инспекции, на них также распространяются требования о медосмотрах <18>.

Чтобы опровергнуть доводы трудовой инспекции по поводу обязательных медосмотров работников, управляющих служебными автомобилями, и избежать штрафов, важно грамотно составить кадровые документы.

В трудовом договоре с работниками не надо прописывать в качестве трудовой функции управление транспортным средством <19>. Поскольку это трудовая функция водителя <20>. Лучше указать, например, что коммерческий директор обязан проводить встречи с партнерами как в офисе работодателя, так и в офисах партнеров.

В должностной инструкции не стоит упоминать обязанность ежедневно передвигаться на транспорте. Закрепите только требования о выполнении функций по должности, которую занимает сотрудник. А в положении об использовании служебного транспорта хорошо бы предусмотреть, что предоставление автомобиля — это вид дополнительной меры стимулирования для отдельных сотрудников.

Штатное расписание, где сотрудник не указан в качестве водителя, будет дополнительным аргументом для обоснования своей позиции в споре с трудовой инспекцией <21>.

В самостоятельно разработанной форме путевого листа (если таковая применяется) не следует указывать сотрудника, использующего служебный автомобиль, как водителя. Укажите его непосредственную должность (директор, менеджер или торговый представитель).


Статья: Работник на служебном авто: как правильно все оформить (Катаева Н.Н.) («Главная книга», 2020, N 3) {КонсультантПлюс}

 

Судебная практика. Начальник отдела ГИБДД оштрафовал работницу по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ за то, что она не прошла предрейсовый медосмотр перед тем, как сесть за руль служебного автомобиля. Работница утверждала, что не перевозила пассажиров или грузы, а использовала автомобиль для передвижения в рабочих целях. Суд разъяснил, что деятельность работодателя связана в том числе с эксплуатацией транспортных средств. Значит, работники, использующие служебные автомобили, осуществляют транспортные перевозки. Суд поддержал ГИБДД и решил, что работница должна была пройти предрейсовый медосмотр (решение Пермского краевого суда от 21.08.2014 по делу N 7-951/2014-21-581-2014).

 

Судебная практика. По мнению Московского областного суда, назначение перевозок не имеет значения, главное — наличие факта эксплуатации транспортных средств. Даже если никаких договоров на поставку товаров с контрагентами не заключалось, а водитель, например, только развозит документы по офисам, он также должен проходить все предусмотренные законом медосмотры (решение от 26.06.2014 по делу N 21-596/2014).

 

Судебная практика. Суд может прийти к выводу о необходимости проводить осмотры из-за наличия путевых листов, оформленных на работников, а также из-за факта заключения работодателем в прошлом договоров с медицинскими организациями на проведение предрейсовых осмотров работников и т.п. (решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22.12.2016 по делу N 12-309/2016).

 

Вместе с тем медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принятых на работу в качестве водителя (ст. 2, п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ). Поэтому если сотрудник ездит на служебном авто, но при этом в качестве водителя не оформлен, то проходить обязательные медосмотры, в том числе предрейсовые, по нашему мнению, он не должен.


Статья: Есть автомобиль, но нет штатного водителя. Какие документы надо оформить? (Каблучков А.) («Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2020, N 3) {КонсультантПлюс}

Ответ: Поскольку работники не работают в должности водителей, управление служебным автомобилем не является основанием для проведения медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых, периодических), психиатрических освидетельствований.

Проводить стажировку, инструктажи по ОТ, периодическое обучение, выдачу СИЗ следует в соответствии с требованиями законодательства по основной должности.

По желанию сторон условие об управлении служебным автомобилем может быть внесено в трудовой договор.


{Вопрос: Наша организация закупила служебные автомобили для ряда сотрудников — административно-управленческого персонала. Нужно ли прописывать в трудовом договоре сотрудников информацию о том, что они могут управлять служебным авто; нужно ли проводить медосмотр, психиатрическое освидетельствование? («Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2021) {КонсультантПлюс}}


{Вопрос: Можно ли привлечь к полной материальной ответственности работника, который попал в ДТП на служебном автомобиле в командировке, если ДТП документально сотрудниками ГИБДД не оформлено? (Консультация эксперта, 2018) {КонсультантПлюс}}

 

«Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2021

 

Вопрос: Распространяется ли Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» на работников, которые не являются водителями по должности, но управляют служебным легковым автомобилем для выполнения основной должностной обязанности по трудовому договору (в целях выезда к клиентам работодателя)?

 

Ответ: Нет, если в должностные обязанности работника не входит управление автомобилем, указанный Приказ не распространяется на него.

 

Правовое обоснование: Согласно п. 1 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. N 424, вступает в силу с 01.01.2021) настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

 

24.12.2020


{Вопрос: Распространяется ли Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N 424 на работников, которые не являются водителями по должности, но управляют служебным легковым автомобилем для выполнения основной должностной обязанности по трудовому договору (в целях выезда к клиентам работодателя)? («Сайт «Онлайнинспекция.РФ», 2021) {КонсультантПлюс}}

III. Учет дорожно-транспортных происшествий владельцами

транспортных средств

 

  1. Владельцы транспортных средств учитывают произошедшие на территории Российской Федерации дорожно-транспортные происшествия с участием транспортных средств, находящихся у них в эксплуатации, независимо от места их совершения.
  2. Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
  3. Владельцы транспортных средств сверяют сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств, находящихся у них в эксплуатации, с информацией о дорожно-транспортных происшествиях Министерства внутренних дел Российской Федерации на официальном сайте Госавтоинспекции, входящем в состав аппаратно-программного комплекса «Официальный интернет-сайт МВД России», в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Периодичность проведения сверок определяется ими самостоятельно, но не реже одного раза в год.


Постановление Правительства РФ от 19.09.2020 N 1502 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ СЛУЖЕБНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ


Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей {КонсультантПлюс}

 

 

Ответ подготовил эксперт Регионального информационного центра

сети КонсультантПлюс ООО «ТелекомПлюс»

 Четвертных Светлана Юрьевна

Ответ актуален на 02.06.2021 г.

Ответ недели: Руководитель как водитель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *