Ответ недели: возможно ли обжаловать акт ГИТ

После проведения проверки Государственной инспекцией труда по Пермскому краю организация получила акт проверки и предписание. Какой документ можно обжаловать по Кодексу административного судопроизводства — возможно ли обжаловать акт ГИТ? срок подачи жалобы по КАС 3 месяца?

 

Сообщаю Вам следующее:

В судебном порядке обжалованию подлежат только предписания об устранении выявленных нарушений. Акт по результатам проверки не является ненормативным правовым актом, поэтому обжалованию не подлежит. Оспаривание предписания государственной инспекции труда (ГИТ) осуществляется по нормам КАС РФ.

 

По общему правилу срок обжалования предписаний в суде составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

В то же время согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суде в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

 

 

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

 

Право хозяйствующих субъектов обжаловать результаты проверки закрепляется в ряде статей Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ:

1) руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст. 21);

2) заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 23).

В соответствии с ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

Данной нормой законодатель закрепляет возможность направления возражений на результаты проверки в административном порядке, т.е. в соответствующие органы государственного контроля (надзора), проводившие проверку. При этом возражать можно как в отношении предписания об устранении выявленных нарушений, так и в отношении акта проверки. Соответствующее возражение может быть направлено в течение 15 дней с даты получения акта проверки. Примечательно, что данный срок не является пресекательным, т.е. не влечет за собой каких-либо юридических последствий в случае его пропуска.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что представление возражения в отношении акта проверки или выданного предписания об устранении выявленных нарушений — это не обязанность, а право хозяйствующих субъектов, которым они могут воспользоваться. Именно поэтому отсутствие факта направления возражений органу государственного контроля не лишает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя права в дальнейшем обжаловать результаты проверки в судебном порядке.

Несмотря на то что ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусматривает возможность направления возражения в отношении акта проверки или выданного предписания об устранении нарушений в административном порядке, вместе с тем будет ошибочным расценивать указанное законодательное положение в качестве обязательного досудебного порядка урегулирования спора, прохождение которого обеспечивает хозяйствующему субъекту в дальнейшем право на обжалование результатов проверки в судебном порядке.

В судебном же порядке обжалованию подлежат только предписания об устранении выявленных нарушений. Акт по результатам проверки не является ненормативным правовым актом, поэтому обжалованию не подлежит. Указанный вывод подтверждается судебной практикой.


«Все о проверках и результатах проведения мероприятий по контролю. Основные способы и формы защиты прав предпринимателя при проведении проверок» (Тихомирова Л.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

Сроки для обжалования

 

Вопрос: Правомерно ли оспаривание предписания инспекции труда по нормам КАС РФ?

 

Ответ: Да, оспаривание предписания государственной инспекции труда (ГИТ) осуществляется по нормам КАС РФ, поскольку такое предписание является актом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания. За неисполнение предписаний ГИТ работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Таким образом, в отношениях между ГИТ и работодателем отсутствуют равенство и автономия воли, отношения носят публичный характер, и оспаривается законность властных предписаний, направленных работодателю.

 

Обоснование: Государственная инспекция труда (ГИТ) осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 356 ТК РФ). При этом инспектору ГИТ предоставлено право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений (ст. ст. 356, 357 ТК РФ).

За невыполнение в установленный срок предписания ГИТ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Следовательно, предписание ГИТ относится к актам властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, что может потенциально привести к нарушению прав, охраняемых законом интересов лица, в отношении которого вынесено такое предписание, и повлечь для него наступление неблагоприятных последствий.

Статьей 357 ТК РФ предусмотрено право работодателя обжаловать (оспорить) вынесенное ГИТ предписание в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

В порядке административного судопроизводства (КАС РФ) оспариваются решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ). Организация может оспаривать решения, действия (бездействие) вышеуказанных органов и лиц, если полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

По правилам КАС РФ рассматриваются дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

Отсюда следует, что оспаривание (обжалование) предписания ГИТ осуществляется в порядке, установленном КАС РФ, поскольку:

а) предписание ГИТ носит властно-распорядительный характер;

б) отношения между ГИТ и работодателем не основаны на равенстве и автономии воли, т.е. носят публичный характер;

в) проверке по заявлению работодателя подлежит законность властных распоряжений в отношении него.

Данная позиция подтверждается и судебной практикой (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 74-КГ17-6, Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.01.2020 N 88а-1879/2020, Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2020 N 88а-1753/2020).

Ранее Верховный Суд РФ высказывал противоположную позицию о том, что предписания ГИТ оспариваются в порядке, установленном ГПК РФ. В частности, такую позицию ранее занимал и ВС РФ (п. 3 разд. II Письма Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 7-ВС-7105/15 «Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов Московского и Санкт-Петербургского городских судов, судов автономной области и автономных округов Российской Федерации, Апелляционных судов Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

В судебной практике встречаются ситуации, когда суды считают, что предписание ГИТ должно оспариваться в порядке, установленном ГПК РФ, поскольку предписание затрагивает трудовые права работников и имеет место спор, подлежащий разрешению в порядке искового производства (Апелляционные определения Новосибирского областного суда от 12.01.2017 N 33-847/2017, Верховного суда Республики Коми от 14.01.2016 по делу N 33а-108/2016).

Однако в настоящий момент, с учетом вышеизложенной позиции ВС РФ, такая практика представляется неактуальной.

Таким образом, оспаривание предписания инспекции труда (ГИТ), являющегося актом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, осуществляется по нормам КАС РФ. За неисполнение предписаний ГИТ работодатель может быть привлечен к административной ответственности. В отношениях между ГИТ и работодателем отсутствуют равенство и автономия воли, отношения носят публичный характер, и оспаривается законность властных предписаний, направленных работодателю.


{Вопрос: Правомерно ли оспаривание предписания инспекции труда по нормам КАС РФ? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}}

 

При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.

В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суде в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.


Статья: Судебное обжалование предписаний инспекции труда (Ломакина Ю.) («Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2017, N 10) {КонсультантПлюс}

 

  1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.


ст. 219, «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 31.07.2020) {КонсультантПлюс}

 

 

Ответ подготовил эксперт

Регионального информационного центра

сети КонсультантПлюс ООО «ТелекомПлюс»

 Кожина Снежана Римовна

Ответ актуален на 12.10.2020 г.

Ответ недели: возможно ли обжаловать акт ГИТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *