Ответ недели: разделение (дробление) бизнеса

Организацию на ОСН, имеющую численность около 400 человек решили «раздробить» на 3 фирмы. Часть сотрудников перевели (уволили и устроили) на аутсорсинг (бухгалтерия, кадры, уборщицы, охрана, плановый отдел) в фирму, применяющую УСН.
Другую часть сотрудников перевели (уволили и устроили) в еще одну фирму, так же применяющую УСН.
Руководителями фирм являются взаимозависимые лица.
Каковы налоговые риски после такого «дробления» и судебная практика?

 

Сообщаю Вам следующее:

 

В ситуации, описанной Вами, велика вероятность претензий со стороны налоговых органов.

В каждом конкретном случае совокупность доказательств, собранных в рамках мероприятий налогового контроля, будет зависеть от конкретных обстоятельств, установленных в отношении участников схемы и их взаимоотношений.

В Письме ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ представлен обзор арбитражной практики, связанной с установлением фактов получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности между подконтрольными взаимозависимыми лицами (см. в отдельно вложенном файле).

 

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

 

Документ 1

 

ИФНС должна определить действительный размер налоговых обязательств и в случаях, когда организации вменяется дробление бизнеса

 

Некоторые организации, пытаясь уменьшить свою нагрузку по налогу на прибыль, занимаются дроблением бизнеса. В результате такого дробления вместо одной крупной организации появляется несколько компаний поменьше, которые начинают выполнять часть ее функций. Как правило, эти компании применяют спецрежимы (УСНО или спецрежим в виде ЕНВД). Нередко дробление бизнеса носит формальный характер и проводится с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

В Письме ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ представлен обзор арбитражной практики, связанной с установлением фактов получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности между подконтрольными взаимозависимыми лицами.

В этом Письме, в частности, определены общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности. В нем также налоговое ведомство отметило, что при доказывании в судах фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате использования схем дробления бизнеса важным вопросом является правильное определение действительного размера и структуры налоговых обязательств налогоплательщика.

 

Примечание. Налоговые органы должны определить налоговую базу с учетом не только полученных участниками схемы доходов, но и понесенных ими расходов. В противном случае, как показывает арбитражная практика, установленный в рамках судебного разбирательства факт неправильного определения действительного размера налоговых обязательств является основанием для признания недействительным акта налогового органа.

 

Например, в Постановлении ФАС ВСО от 27.06.2013 по делу N А19-18472/2012 судьи проверили приведенный в оспариваемом решении инспекции расчет налога на прибыль, который должен быть уплачен обществом. Они признали неверным методический подход налоговиков в связи с тем, что обществу вменялись доходы взаимозависимых контрагентов и не учитывались расходы. Таким образом, расчет не отражал действительные обязательства общества по уплате налога на прибыль и был признан арбитрами не соответствующим положениям гл. 25 НК РФ.

Проанализировав арбитражную практику, ФНС рекомендовала своим инспекциям принимать во внимание следующую совокупность обстоятельств в ходе доказывания получения необоснованной налоговой выгоды:

— в расчете налоговой базы должны учитываться не только доходы участников схемы, но и их расходы;

— применение той или иной налоговой ставки с учетом установленных фактических обстоятельств и имеющихся документов должно быть надлежаще обосновано;

— в обязательном порядке необходимо обеспечивать наличие в акте и решении подробного расчета, объясняющего методику производимых доначислений налогов проверяемому налогоплательщику;

— нужно принимать исчерпывающие меры, направленные на подтверждение правомерности расчета налоговым органом действительных налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика: получение документального подтверждения его доходов и расходов путем истребования документов у него самого и его контрагентов, получение банковских выписок и сведений об иных аналогичных налогоплательщиках;

— надо учитывать возражения налогоплательщика относительно правильности расчетов с учетом подтверждающих документов.


Статья: Налог на прибыль: установление действительных налоговых обязательств по результатам ВНП (Ермошина Е.Л.) («Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2019, N 9) {КонсультантПлюс}

 

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Трясцына Оксана Вадимовна

Ответ актуален на 04.06.2020 г.

Ответ недели: разделение (дробление) бизнеса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *