Ответ недели: как принять участие в закупке только для СМП

Компания участвует в госзакупке, где одним из условий участия — надо быть субъектом малого предпринимательства, находиться в реестре СМП. Но компания опоздала с отчетом о среднесписочной численности и поэтому в реестр СМП не попала, хотя всем параметрам соответствует. Может ли это послужить отказом в участии закупки и как доказать что ты являешься субъектом малого предпринимательства.

 

Сообщаю Вам следующее:

Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Отсутствие участника закупки в реестре СМП не может являться основанием для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям документации о закупке, в случае если заявка на участие в закупке содержит декларацию о том, что участник закупки является субъектом малого предпринимательства.

Между тем, бывают случаи, когда участников отклоняют из-за того, что их нет в реестре. Хоть это и неправомерно, велика вероятность того, что участнику придется отстаивать свое право на участие в закупке в УФАС России.

 

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

 

  1. Как принять участие в закупке только для СМП или СОНКО

Чтобы принять участие в специальной закупке среди СМП и СОНКО, представьте в заявке декларацию о своей принадлежности к таким субъектам (ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

Она подается в электронном виде через функционал электронной площадки (п. 7 ч. 6 ст. 54.4, п. 7 ч. 5 ст. 66, пп. «в» п. 4 ч. 9 ст. 82.3, п. 8 ч. 9 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ).

При рассмотрении заявок комиссия заказчика может проверить ваш статус СМП в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru/).

Убедитесь, что ваша организация есть в этом реестре. Бывают случаи, когда участников отклоняют из-за того, что их нет в реестре. Хоть это и неправомерно, велика вероятность того, что вам придется отстаивать свое право на участие в закупке в УФАС России (Письмо Минэкономразвития России от 26.10.2016 N ОГ-Д28-12717, Решения ФАС России от 25.06.2018 по делу N 2-57-7804/77-18, Омского УФАС России от 17.08.2017 N 03-10.1/216-2017).

 

В остальном принимать участие в таких закупках вы должны по общим правилам.


Готовое решение: Как СМП или СОНКО принять участие в закупке по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

 

При этом Комиссия отмечает, что, в свою очередь, действуя разумно и добросовестно в рамках гражданско-правовых отношений, Общество могло предвидеть последствия отсутствия сведений о нем в реестре субъектов малого предпринимательства соответственно:

— могло добровольно и дополнительно предоставить во второй части своей заявки на участие в аукционе документальные доказательства своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства — именно те, которые были представлены на заседании Комиссии Омского УФАС России;

— либо могло в судебном порядке обжаловать бездействие налогового органа о невнесении соответствующей записи об Обществе в реестр.

Таким образом, бездействие и самонадеянность самого Общества повлекло для него неблагоприятные последствия, связанные с признанием второй части заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Учитывая изложенное, Комиссия считает жалобу обоснованной.


{Решение Омского УФАС России от 17.08.2017 N 03-10.1/216-2017 Суть жалобы: Единая комиссия необоснованно признала заявку заявителя на участие в аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Решение: Жалоба признана обоснованной, так как заявитель относится к субъектам малого предпринимательства и соответствует требованиям документации об электронном аукционе. Действия единой комиссии нарушают п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе. {КонсультантПлюс}}

 

При этом, Комиссией Управления установлено, что для подтверждения отнесения ООО «ЧА» к субъектам малого предпринимательства в составе заявки представлена соответствующая декларация с указанием среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год — 76 человек. Кроме того, отсутствие информации об организации в реестре не является фактом того, что участник закупки не является субъектом малого или среднего предпринимательства.

В силу ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение конкурсной комиссии Заказчика в части признания заявки ООО «ЧА» соответствующей требованиям документации является правомерным.


{Решение ФАС России от 25.06.2018 по делу N 2-57-7804/77-18 Нарушение: ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе. Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений. {КонсультантПлюс}}

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 31 октября 2019 года

 

  1. По вопросу о правомерности признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям документации о закупке в соответствии с Законом о контрактной системе при отсутствии информации о таком участнике в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — реестр СМП).

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация.

Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) сведения, содержащиеся в едином реестре СМП, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети Интернет на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (далее — ФНС России) и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети Интернет на официальном сайте ФНС России.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в реестр СМП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведений, имеющихся у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах по состоянию на 1 июля текущего календарного года.

Таким образом, участник закупки может соответствовать условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, но в силу сроков включения в реестр СМП, установленных Законом N 209-ФЗ, отсутствовать в указанном реестре.

На основании изложенного при проведении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе отсутствие участника закупки в реестре СМП не может являться основанием для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям документации о закупке, в случае если заявка на участие в закупке содержит декларацию о том, что участник закупки является субъектом малого предпринимательства.


«Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (октябрь 2019 года)» (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

 

Свою принадлежность к СМП или СОНКО участники закупок декларируют — просто заявляют об этом. Необходимость предоставления иных документов, подтверждающих статус участника как СМП или СОНКО, законодательством о контрактной системе не предусмотрена <4>.

———————————

<4> Часть 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 17.02.2016 N Д28и-375.


Статья: Что нужно знать о закупках у СМП по Закону о контрактной системе? (Комиссарова Т.Ю.) («Руководитель бюджетной организации», 2018, N 4) {КонсультантПлюс}

 

 

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

 Четвертных Светлана Юрьевна

Ответ актуален на 23.04.2020 г.

Ответ недели: как принять участие в закупке только для СМП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *