Ответ недели: Требование к месту нахождения (регистрации) участника закупки

Вопрос: необходима нормативная информация (разъяснения, судебная практика и др.) о законности/незаконности установления при проведении закупки по ФЗ № 223-ФЗ критерия оценки  участников закупки: обязательная регистрация юридического лица на территории Пермского края.

 

Сообщаю Вам следующее:

Требование к месту нахождения (регистрации) участника закупки, месту осуществления деятельности может быть признано дискриминационным  — Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2015 N 306-КГ14-1616 по делу А49-8135/2013.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом N 223-ФЗ положения о закупке.

Таким образом, Закон N 223-ФЗ позволяет заказчику самостоятельно сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления сферы деятельности, которые наиболее соответствуют потребностям заказчика.

Так, согласно части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями.

В силу ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в числе которых равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Частью 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Как следует из изложенного, Закон N 223-ФЗ предусматривает, что участниками закупки являются лица независимо от их места нахождения и места постановки на учет.

Установление каких-либо ограничений в этом контексте свидетельствует о нарушении принципа равноправия.

 

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

 

  1. Равноправие, отсутствие дискриминации по отношению к участникам закупки. Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, при отсутствии к тому причин объективного и разумного характера <2>. Согласно ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки. Соответственно, дискриминационными будут считаться следующие требования.

———————————

<2> Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 (далее — Обзор).

 

  1. Требование к месту нахождения (регистрации) участника закупки, месту осуществления деятельности. Например, нарушающим п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ было признано такое требование: «участник/его подрядчик присутствует не менее чем в одном субъекте РФ и готов обеспечить в срок не позднее 2 месяцев с момента объявления итогов конкурса, присутствие во всех региональных центрах субъектов РФ» <3>. Такую же оценку получило требование к участнику конкурса об обязательной регистрации на территории конкретного закрытого административно-территориального образования <4>.

———————————

<3> Постановление ФАС Московского округа от 06.09.2016 по делу N А40-163234/2015.

<4> Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2015 N 306-КГ14-1616 по делу А49-8135/2013.

Статья: Требования к участникам закупки по Закону N 223-ФЗ (Баланцев Е.В.) («Прогосзаказ.рф», 2018, N 8) {КонсультантПлюс}

 

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21.01.2015 по делу N 306-КГ14-1616, А49-8135/2013 {КонсультантПлюс}

 

Вопрос: Правомерно ли государственным унитарным предприятием, расположенным в закрытом административно-территориальном образовании, в конкурсной документации открытого конкурса на выполнение работ установлено требование к участникам закупки — юридическим лицам об обязательной государственной регистрации на территории закрытого административно-территориального образования? (Консультация эксперта, 2015) {КонсультантПлюс}

 

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

 Четвертных Светлана Юрьевна

Ответ актуален на 09.10.2019 г.

Ответ недели: Требование к месту нахождения (регистрации) участника закупки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *